Понятие, типы и виды девиантного поведения
Кл.руководителю

Тема: «Понятие, типы и виды девиантного поведения. Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения».

«Каждый подросток ищет образец, по которому он мог бы ориентировать свою жизнь, и если у отца нет для этого времени, подросток охотно подчиняется иерархичес-кому порядку, установленному группой».

Как вы все знаете наш Центр «ППР» работает с детьми девиантного поведения, это является составной частью крупной социально-педагогической проблемы – коррекции дефектов социализации личности целенаправленными педагогическими воздействиями. В современных условиях этот процесс является более сложным и многотрудным, следствием чего становится рост числа детей с девиантным поведением. Отсюда и значительное в последние годы увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Увеличение детей с девиантным поведением- это следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации России, падает жизненный уровень населения, растет социальное неблагополучие, криминализация среды. Среди молодежи нарастают такие опасные тенденции, как:

- рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет рост социального сиротства и беспризорности несовершеннолетних;

- массовые нарушения прав детей;

- рост ранней алкоголизации, наркомании, токсикомании, который ведет к увеличению числа преступлений;

- рост числа венерических заболеваний у несовершеннолетних;

- омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте с 8-14 лет;

- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушений;

- суицид среди несовершеннолетних;

 

Девиантное поведение- это поведение отклоняющихся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе и ведущее к совершению преступлений и правонарушений.

Девиантное поведение разделяется на пять типов:

  1. Делинкветное
  2. Аддиктивное
  3. Патохарактерологическое
  4. Психопатологическое
  5. На базе гиперспособностей

 

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.

 

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.

 

3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

 

4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

 

5)   Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности

(+) одаренность. (-)преступление

Любые отклонения в поведении должны привлекать внимание педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников.

Наш Центр «ППР» выступает одним из ведущих звеньев в системе общей профилактики. Мы осуществляем педагогическую, воспитательную, профилактическую, психологическую, медицинскую помощь учащимся и их семьям.

В Центре «ППР» учебно-воспитательная работа и реабилитационная работа осуществляется в комплексе, в системе, во взаимодействии не только всего персонала школы, но и внешкольных социальных институтов и организаций.

Центр наш прежде всего взаимодействует с семьей; отделами опек попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, социальными педагогами других школ, внешкольными учреждениями, врачами.

Каждый ученик прибывший в школу по решению КПДН воспитанник включается в одну из 3-х групп. У группы есть два сменных воспитателя и классный руководитель. На каждого воспитанника заводится дневник наблюдения, в котором фиксируется вся информация, получаемая в процессе его пребывания в Центре Анализ дневников записей позволит понять воспитанника, а также причины негативных отклонений в его поведении. Дневник также позволяет пед.коллективу школы отслеживать динамику изменений, которые происходят в воспитаннике в период пребывания в нашем Центре.

Я также для каждой школы отпечатала и вложила в папку примерную программу изучения и фиксации особенностей личности девиантных учащихся.

Эффективность работы определяется комплексным, систематичным подходом к учебно-воспитательной и реабилитационной работе с детьми. Эта система включает в себя: образовательный процесс; воспитательный процесс; трудовое обучение; кружковую работу; психологическую помощь; медицинскую помощь.

 

То есть:

1) образовательный процесс- осуществляется высококвалифициро- ванными педагогами, проводятся уроки не только одними преподавателями, но и педагог + психолог, педагог + врач.

2) воспитательный процесс включает в себя работу в кружках, трудовые десанты, участие в городских, республиканских мероприятиях, экскурсии, участие в школьных мероприятиях. Воспитатели воспитывают у детей навыки культурного поведения, эстетический вкус, проводят тестирование.

За каждым старшим воспитанником закреплен более младший воспитанник. Воспитатели договариваются с врачами- специалистами о встречах, проводят огромную работу по профилактике равонарушений, посещают семьи воспитанников вместе с классным руководителем. Дети помогают к каждому празднику оформлять актовый зал участвуют во всех школьных мероприятиях.